Новости

RUBAE, послесловие

Прошло совсем немного времени с момента закрытия RUBAE, а складывается чувство, что трех насыщенных дней так и не хватило. Вдобавок «зловредные» Facebook и Instagram постоянно напоминают тебе о ярких встречах, незабываемых впечатлениях, долгожданных знакомствах и роскошных джетах.

Нынешнюю выставку ждали долго. Тотальный онлайн формат вкупе с серьезными ограничениями на деловые поездки, стали нашей реальностью последние полтора года. И все это на фоне беспрецедентного взрывного роста рынка деловой авиации во всем мире в текущем году. Тем приятнее, что именно московская выставка открыла своего рода календарь мероприятий этого года, представив гостям и участникам максимум из того, что можно было показать в нынешних условиях. Как же приятно идти по перрону и слышать смесь языков. Где-то «льется» красивый французский, немецкие пилоты делятся впечатлениями о погоде и красавице Москве, итальянская делегация живо обсуждает свой Piaggio и красивых русских девушек. И везде на лицах улыбки и прекрасное настроение. Даже погода не внесла свою коррекцию в деловой ритм, только лишь немного попугала небольшим дождиком.  

Да, на RUBAE не смогли участвовать некоторые из тех, кто постоянно привозит в Москву свои самые последние разработки. Но этому есть причины – тревожная обстановка на фоне Covid-19 побудила многих все-таки воздержаться от участия в этом году. Но те, кто смог приехать, остались очень довольны. Впрочем, представители производителей в частном порядке посетили выставку, и как мне показалось, в тайне позавидовали тем, кто смог все-таки организовать свой прилет в Москву.

Я поговорил со многими экспонентами, которые отметили помимо великолепной организации, именно возможность живого общения. Представляете, подавляющее число гостей именно на RUBAE «развиртуалились». Что же касается гостей выставки, то у меня сложилось устойчивое впечатление, что в этом году они приехали во Внуково-3 «очень предметно». В кулуарах участники отметили, что нынешние покупатели весьма подкованы и отлично разбираются во всех нюансах продуктов, и именно пандемия заставила их вплотную заняться проработкой вопроса покупки воздушных судов. И здесь у них была отличная возможность подобрать себе самолет, как новый, так и со вторичного рынка. Именно на плечи производителей и брокеров легла основная работа на выставке. И выбор был.

И еще одно наблюдение – публика. Куда-то испарилась армия пафосных и дурно ведущих себя случайных посетителей с миллионом «себяшек» и вызывающим поведением. «Шубы в сентябре» и «тонны силикона» похоже уходят в историю. Взамен мы видим исключительно деловую интеллигентную аудиторию, пришедшую на выставку с конкретными целями. Это радует.

На статике в этом году было не так много самолетов, но все-таки часть из них стали своего рода премьерой для широкой публики. Рассказывать о самолетах мы не будем. Все написано и расписано. Хотелось бы остановиться лишь на нескольких.  Швейцарский бестселлер Pilatus PC-24 стал главной звездой RUBAE – в течение трех дней он собирал очереди, которые я не помню с времен «девяностых». Самолет приняли на ура, это было видно по уставшим, но весьма довольным лицам продавцов. РС-24 уже произвел впечатление и вызвал огромный интерес на рынке деловой авиации, когда для него создали совершенно новую категорию самолетов – суперуниверсальный бизнес-джет (SVJ). Это произошло благодаря нескольким уникальным техническим особенностям, которыми обладает PC-24. Основываясь на внушительном опыте эксплуатации турбовинтового PC-12, PC-24 также создавался для использования на неподготовленных полосах, таких как грунт, трава и гравий. Для взлета PC-24 нужна полоса длиной всего 856 м при максимальной взлетной массе 8300 кг. Эти выдающиеся характеристики для работы на коротком и неподготовленном летном поле открывают совершенно новый уровень мобильности. Возможность приземляться максимально близко к пункту назначения экономит общее время в пути: РС-24 доступны почти в 2 раза больше аэропортов мира, чем другим бизнес-джетам на рынке.

Читайте также  IADA: вторичный рынок набирает обороты

ArcosJet представил на RUBAE-2021 новый бизнес-джет дальнего класса Global 6500. Сегодня это единственный самолет этой модели в мире, доступный к приобретению и немедленной поставке. Global 6500 – представитель семейства классических «глобалов» и занимает позицию в линейке бизнес-джетов Bombardier непосредственно перед нынешним флагманом компании Global 7500. Семейство бизнес-джетов Bombardier Global сегодня самое популярное в парке владельцев из России и СНГ. При этом ситуация со спросом на них на рынке такова, что поставку нового самолета от производителя нужно ждать не менее года, а предложение на вторичном рынке крайне ограничено. Например, новейших моделей Global 7500, 6500 и 5500 практически нет в открытой продаже.

Порадовал и Dassaul Falcon. В этом году компания показала сверхдальний самолет Falcon 8X и макет салона широкофюзеляжного самолета Falcon 6X. Но самое главное – нам удалось узнать детали будущего флагмана 10Х. Салон модели 10X, впервые представленной в мае этого года, превосходит по габаритам даже просторный 6X: более 2 м в высоту и 2,70 м в ширину, что делает его самым комфортным и просторным на рынке. Самолет рассчитан на дальность полета до 13 890 км со скоростью 0,925 Маха. Эта вместительная модель сумела сохранить традиционную для Dassault высокую маневренность благодаря передовой технологии цифрового управления полетом и возможности использования даже на коротких ВПП. Это первый бизнес-джет, в котором реализована технология стабилизации, унаследованная от истребителей Dassault – пилоту достаточно нажать всего одну кнопку, чтобы самолет автоматически отрегулировал скорость и ушел на безопасную высоту. В самое ближайшее время мы детально расскажем вам о новом самолете.

Да и реакция Эрика Трапье, председателя совета директоров и генерального директора Dassault Aviation говорит о многом. «Мы рады вновь вернуться в Москву после невероятного успеха сверхдальнемагистральных самолетов Falcon 7X и 8X на рынках России и СНГ.  Мы уже открыли прием заказов на Falcon 6X и ожидаем, что этот самолет будет столь же успешным среди российских клиентов, как и другие наши модели».

Читайте также  Бизнес-авиация не может переварить объемы

На стенде Airbus также было жарко. Компания представила свой бестселлер Airbus H130, впрочем, присутствие на выставке топ-менеджмента компании еще раз подтвердила значимость RUBAE для европейского производителя. Airbus сейчас как никогда чувствует себя комфортно на рынке в своем сегменте. «У нас был один из самых сильных результатов за историю ACJ. 2020 год был исключительно устойчивым годом для нашей компании. С точки зрения поставок, в прошлом году в ACJ выполнили план на 100% и продали 12 самолётов, и это рекорд. Соотношение объёма заказов к поставкам составило 2:1! В этом году производитель уже заключил два новых контракта и поставил три самолёта: два семейства ACJ320 и один ACJ350. Это подтверждает рыночную привлекательность продукта ACJ. Мы планируем поставить больше ACJ в ближайшие месяцы, но пока подробностей раскрыть не могу», — рассказал нам вице-президент по продажам Airbus Corporate Jets Станислав Шпарберг.

Воспользовавшись выставкой, нам удалось пообщаться и с Председателем правления и главой компании Comlux Ричард Гаона, который рассказал нам об еще об одном продукте Airbus — ACJ TwoTwenty. «Клиенты положительно отозвались о запуске проекта. Его характеристики с точки зрения дальности полета и эксплуатационных расходов, а также простор и современность VIP-салона дают ACJ TwoTwenty уникальное положение с новым ценным предложением на рынке бизнес-джетов. До конца года мы опубликуем несколько ключевых объявлений для клиентов. С увеличением уровня вакцинации и открытием новых стран мы видим все больше и больше потенциальных клиентов на наших предприятиях в Индианаполисе (центр комплектации и ТОиР компании Comlux) и Цюрихе, где они могут испытать погружение в виртуальную реальность в самолете будущего. На рынке бизнес-джетов – «Увидеть – значит поверить», и важно разработать инструменты и макеты, которые позволят людям почувствовать разницу и принять решение о покупке следующего самолета. Comlux будет присутствовать на NBAA-BACE в Вегасе для личных встреч и опыта виртуальной реальности на нашем стенде», — комментирует г-н Гаона.

Еще один крупнейший производитель Bombardier принял активное участие в RUBAE. По данным исследования рынка ArcosJet, под контролем владельцев из России и СНГ находится 8% мирового парка дальних семейства дальних бизнес-джетов Global производства Bombardier Aerospace. По ожиданиям экспертов компании, эта доля может вырасти вплоть до 10% с поставками в регион новейших моделей этого семейства – Global 7500, Global 6500 и Global 5500. В парке владельцев из России и СНГ сегодня насчитывается 72 самолета семейства Global, что составляет около 19% всего парка бизнес-джетов в регионе.

Читайте также  ArcosJet: интерьер самолета определяет решение о его покупке

Региональный вице-президент Bombardier по продажам в Восточной Европе, России, СНГ Валерия Колючая сказала нам: «Мы обычно не раскрываем свою книгу заказов, а также рыночные прогнозы и результаты, но могу сказать, что по-прежнему имеется большой спрос как на самолеты средней дальности Challenger, так и на «дальнобойное» семейство Global – и это неудивительно. Модель Global 7500, флагман всей индустрии деловой авиации – выдающийся самолет, имеющий наибольшую дальность полета среди бизнес-джетов, и способный поэтому летать между бóльшим количеством городов без посадки. В нем есть четыре отдельных жилых зоны, фирменная коллекция запатентованных кресел Nuage, полностью оснащенная кухня, система освещения Soleil, помогающая бороться с джетлагом, и спальня владельца с большой кроватью и опциональной душевой кабиной – более комфортных условий в небе еще не придумали. Но наш выдающийся модельный ряд на этом не заканчивается. В категории дальнемагистральных самолетов с большими салонами модели Global 5500 и Global 6500 обладают самой большой дальностью полета и объемом салона в своих категориях, а также самой высокой плавностью полета. Global 6500 и Global 5500 вышли на рынок в конце 2019 и середине 2020 года соответственно, и стали образцами инноваций и исключительных эксплуатационных характеристик. Оба этих самолета имеют дальность полета на 700 и 600 морских миль больше, чем их предшественники, что делает их идеальным выбором для российского рынка. Не менее впечатляет и наша линейка бизнес-джетов Challenger. В классе super midsize модель Challenger 350 остается бестселлером уже на протяжении 7 лет, а самолет Challenger 650 выбирают клиенты, которым нужен чуть более просторный салон и большая дальность полета. Проверенная надежность и высокие характеристики этих самолетов делают их отличным выбором».

На статике также красовались несколько самолетов, которые я бы отнес к категории «неформатных». Это Boeing 757 компании Azur Air, салон которого состоит исключительно из мест бизнес-класса, и отечественный «Ту-204» компании «Космос». Но позвольте об этих самолетах рассказать подробнее чуть позже.

Оргкомитет выставки уже начал подготовку к RUBAE 2022.  Все мы надеемся, что через год ситуация с пандемией кардинально изменится и в Москва станем настоящей Меккой для всех игроков деловой авиации. 2022 год обещает нам ряд революционных событий: выход на рынок новых моделей и запуск впечатляющих стартапов. Мы надеемся, что в будущем сентябре мы сможет лично созерцать новейшие самолеты и вертолеты, а также наслаждаться личным общением. До скорой встречи.