Оптимизм в отношении перспектив развития бизнес-авиации в следующем году и в более отдаленном будущем, ослабленный разочарованием, которое вызвали ограничения из-за Covid-19, сокращение вторичного рынка, а также проблемы отсутствия инфраструктуры, обсудили на виртуальной конференции Corporate Jet Investor Asia 2021.
Спрос на владение частными самолетами, а также чартерные и долевые программы, вероятно, будет расти, поскольку количество состоятельных людей в регионе продолжает увеличиваться. Именно категория HNWI (люди, располагающих активами в $1 млн и более) активно ищут комфорт и удобство при своих перелетах, и этот тренд сохранится. По словам Александра Танга из Global Jet Capital, перспективы на ближайшие 2-5 лет особенно обнадеживающие. «Мы видим, как в этот регион перемещается много капитала. Крупнейшие международные корпорации продолжают строить заводы в Юго-Восточной Азии, создавая новые условия роста благосостояния и возможности».
Новые состоятельные предприниматели из сферы финансовых технологий также будут способствовать росту рынка, прогнозирует Мишель Буффа из Credit Suisse. «Мы видим молодых клиентов в финтех-бизнесе, которые за последние годы серьезно разбогатели. Рано или поздно им придется иметь собственный самолет из-за очевидных преимуществ во время Covid. Но темпы роста рынка будут постепенными».
«Новички» отрасли также подкрепили оптимизм Стюарта Миллера, партнера Clyde & Co. «Я не думаю, что мы потеряем их (новых участников) слишком много, когда коммерческие авиалинии вновь вернутся к показателям 2019 года», — сказал он. «Корпорации собираются больше летать, и вполне вероятно, что количество сотрудников, использующих бизнес-джеты увеличится, так как за последние полтора года преимущества деловой авиации показали свою полную силу». Ограничения будут и дальше ослабляться по всей Азии, а новые продукты для бизнес-авиации будут продолжать развиваться. В качестве доказательства Миллер привел новости, опубликованные на прошлой неделе, о том, что NetJets передаст компании Amber Aviation до 20 самолетов в течение следующих двух лет наряду с другими инвестициями.
Развитие бизнеса в Китае, как на материке, так и в Гонконге и Тайване, воодушевило Лиама Бирна, директора по развитию бизнеса реестра Бермудских островов. «Приятно знать, что экономика этого рынка хорошая, и Всемирный банк прогнозирует рост на 8,5% от уровня, предшествующего пандемии», — сказал Брайн. Авиационный реестр Бермудских островов открыл офис в Шанхае, назначил операционного менеджера, говорящего на китайском, и вложил средства в веб-сайт для китайских клиентов. «Рынок материкового Китая был для нас очень загруженными последние шесть месяцев, и мы очень довольны тем, что там происходит», — добавил он.
Дэвид Диксон, президент Jetcraft Asia, был очень оптимистичен в отношении перспектив деловой авиации во всем мире, но в меньшей степени – в отношении Азии. В то время как запуск инновационных самолетов от ведущих производителей был бы полезен для Азии, наследие региона в виде плохой инфраструктуры, вероятно, будет сдерживать рост. «Обратной стороной является инфраструктура – не так много аэропортов для полетов, например гигантов, таких как NetJets», — сказал он делегатам. «Если авиакомпании вернутся на рынок с двухкратными объемами, а мы должны надеяться, что они вернутся, у нас не будет инфраструктуры для выполнения такого количество рейсов, по причине отсутствия надлежащей инфраструктуры. Отсутствие аэропортов и образ мышления регулирующих органов сдерживают рост.
Новая политика Китая «Общее процветание», направленная на сокращение растущего разрыва в уровне благосостояния между состоятельными и менее обеспеченными людьми, может «бросить мяч» в сторону частной авиации. Предсказать его влияние было бы непросто».
Выступавшие надеялись, что Зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине (4–20 февраля) будут стимулировать ослабление ограничений на полеты. Дженни Лау, президент Sino Jet Management, сказала: «Ко второму кварталу следующего года, после зимних Олимпийских игр здесь, в Пекине, мы надеемся, что многие ограничения на поездки будут сняты, что упростит нам работу». Она также сообщила о высоком спросе со стороны чартерных клиентов, летающих в пределах материковой части Китая, и о большом интересе к покупке самолетов с большим салоном и сверхдальних бизнес-джетов.
Значительное улучшение рынка маловероятно до конца второго квартала, сказал Саймон Бамбридж, коммерческий директор TAG Aviation по Азии. Хотя в Китае ограничения остаются в силе, в Юго-Восточной Азии они начали ослабевать: Сингапур начал понемногу увеличивать слоты, а Таиланд и Бали стали открываться для туристов. «Юго-Восточная Азия, вероятно, выведет нас из депрессивного состояния с точки зрения возобновления активности».
Между тем краткосрочные ограничения на поездки были не единственным разочарованием для профессионалов бизнес-авиации в Азии. Поиск качественных самолетов на вторичном рынке становился особенно сложной задачей, поскольку цены продолжают опережать стоимость активов на все более агрессивном рынке продавцов. По словам одного из выступавших, владельцев, которые не собирались продавать свои самолеты, теперь соблазнили предложениями, намного превышающими цену, которую они ожидали от своих самолетов. Те, кто поддался искушению, увеличили бы растущий спрос на чартеры, поскольку сроки поставки новых бизнес-джетов увеличились до 2023 или 2024 года.
Покупатели с наличными могут захотеть сэкономить время (но, возможно, не деньги), избегая проверок перед покупкой. Но брокеры, специалисты по техническому обслуживанию и финансисты подчеркнули ключевую важность знания качества рассматриваемого самолета. «Это было особенно важно, поскольку из-за ограничений на поездки воздушные суда оставались на земле или на хранении намного дольше, чем обычно», — считает Рохит Капур, президент JetHQ Asia.
Опасности длительного хранения самолетов на земле были подчеркнуты во время заседания под председательством Питера Коулза, Clyde & Co, партнера и главы Aviation Asia Pacific. По его словам, сложно оценить стоимость таких активов. «Недостаточно данных, чтобы оценить степень «повреждения» корпоративных самолетов, которые не летали последние полтора-два года. Главная проблема – опасность коррозии особенно во влажном климате, распространенном в некоторых регионах Азии. Особое беспокойство вызывали самолеты, переданные третьим сторонам для хранения «вне контроля эксплуатантов или владельцев». Впрочем, некоторые эксплуатанты размещают свои самолеты в сухих местах, например в некоторых частях Австралии, чтобы минимизировать риск.
Коррозия – не единственная опасность, связанная с длительным хранением. Насекомые и грызуны могут проникнуть в незащищенные самолеты, предупредил Энди Пикфорд, McLarens Aviation, региональный директор по Азии. Это, в сочетании с периодами бездействия авиационных систем, может вызвать такие проблемы, как сбой в электросети. Вторжения диких животных также могут оказаться проблематичными. «Есть проблема в Малайзии, где в удаленных аэропортах у ряда самолетов змеи попадали в ниши шасси».