Вереницы частных самолетов сталкиваются с растущими задержками, отменами и отсутствием доступных слотов, поскольку отрасль изо всех сил пытается обслужить рекордное количество новых пассажиров, сталкиваясь с проблемами в цепочке поставок.
По данным Argus International, июль был самым загруженным месяцем за всю историю полетов частных самолетов: было совершено более 300 000 рейсов. В то время как осенью трафик бизнес-авиации обычно «охлаждается», в сентябре было выполнено около 300 000 рейсов, и Argus прогнозирует, что октябрьские темпы роста побьют июльский рекорд. Поток новых клиентов в бизнес-авиацию, вызванный пандемией коронавируса и быстрым ростом благосостояния, теперь требует «больших объемов» от отрасли, которая ранее была ориентирована на более медленный рост.
По словам руководителей отрасли, нехватка новых и подержанных самолетов, задержки с получением запасных частей для самолетов, нехватка экипажей и пилотов, сбои в поставках бортового питания и проблемы со слотами вместе создают растущее число задержек и отмен рейсов. Клиенты, которые заплатили пяти-шестизначные цены за полеты своей мечты, теперь узнают, что даже частные самолеты сталкиваются с задержками и проблемами логистики.
«Это люди, которые потратили 200 000 долларов и хотят совершенства», — сказал Дуг Голлан, основатель Private Jet Card Comparisons, веб-сайта, посвященного обзору карточных программ. Опрос клиентов, летающих по «джет-картам», показал, что более 20% из них в последние месяцы столкнулись с проблемами обслуживания.
Дефицит ощущается в системе
Руководители отрасли говорят, что главная проблема – нехватка самолетов. Люди, которые владеют частными самолетами и обычно сдают их для чартеров, чаще стали пользоваться, оставляя меньше доступных бизнес-джетов для чартерного рынка.
Долевые собственники также больше используют свои самолеты. Нехватка предложения распространяется на всю систему частной авиации, от чартерных компаний и компаний по управлению самолетами до брокеров и операторов. Запасы самолетов на вторичном рынке находятся на рекордно низком уровне, и производители Bombardier, Textron и Gulfstream увеличили производство, чтобы удовлетворить спрос.
Не хватает и пилотов. Многие вышли на пенсию или во время пандемии Covid-19 ушли из отрасли в связи с активным наймом со стороны коммерческих авиакомпаний. Теперь компании и владельцы частных самолетов изо всех сил пытаются найти пилотов. Поиск бортпроводников также становится трудным и дорогостоящим.
Проблемы с логистикой также ухудшают доступность запасных частей для самолетов, а это означает, что ремонт, который должен занять день или два, теперь растягивается на неделю или больше, что выводит из обращения все больше самолетов.
Wheels Up, которая этим летом начала торговаться как публичная компания, только что запустила новый грант для летного состава, чтобы попытаться привлечь и удержать больше пилотов. Программа обеспечивает «справедливость» для пилотов, работающих полный или неполный рабочий день, и новые пилоты, нанятые после 1 сентября, будут иметь право участвовать в программе.
Даже кейтеринг стал источником жалоб клиентов. Клиенты частных самолетов обычно заказывают питание за день или два до вылета. Но многие из «новичков» звонят накануне вечером, что создает «адскую ситуацию» для поставщиков, пытающихся найти и приготовить еду, а также оперативно раздобыть «правильное вино или спиртные напитки», которые просят клиенты.
«Допустим, у вас есть клиент, который заказал водку Belvedere, а поставщик провизии может достать только Grey Goose», — сказал Голлан. «Итак, пассажир садится в самолет и возражает, что он платит огромные деньги, и говорит: «Почему я не получил свою водку Belvedere?»»
Отказ от нового бизнеса
Каскад проблем привел к прекращению продаж некоторыми компаниями и отказ в привлечении новых клиентов. Sentient Jet прекратила продажу джет-карт в полночь 30 сентября, заявив, что хочет сосредоточиться на своих существующих клиентах. NetJets прекратила продажу карточных продуктов, долевых акций и аренды легких самолетов, таких как Citation XLS и Phenom 300. Компания заявила, что спрос на полеты является самым высоким за ее 57-летнюю историю, в среднем 500 рейсов в день по сравнению с менее чем 400 рейсами в день пару лет назад.
«Огромное количество рейсов накладывает ограничения на инфраструктуру авиаперевозок, чего мы не видели уже много лет», — заявили в компании. Приостановка продаж легких бизнес-джетов, наряду с другими ограничениями для покупателей карт, «позволяет компании продолжать расставлять приоритеты в отношении того, что является наиболее важным – предоставлять наилучшие возможности для всех владельцев».
Опасения по поводу роста затрат и снижения рентабельности давят на некоторых операторов. Цена акций Wheels Up упала более чем на 40% с пика в июле, отчасти из-за опасений аналитиков по поводу рентабельности. Компания Wheels Up заявила, что она «имеет уникальные возможности для обслуживания клиентов в нынешних условиях с нашим парком собственных, эксплуатируемых, управляемых и сторонних самолетов-партнеров». Большой вопрос заключается в том, останутся ли более 10 000 клиентов, впервые начавших летать частными самолетами во время пандемии, если проблемы продолжат расти. Голлан сказал, что, хотя клиенты могут жаловаться на проблемы с обслуживанием, ни один из 300 опрошенных им не сказал, что планирует вернуться на рейсы коммерческих авиалиний.