Сегодня в гостях у BizavNews Партнер Global Jet в России и СНГ Евгений Клочков. Мы не станем утомлять вас красочным рассказом о всемирно известном бренде, а сфокусируемся на детальной оценке процессов, которые происходят на рынке бизнес-авиации в этот сложный период.
Чем нам нравится нынешний онлайн формат общения? Неспешностью, а вернее возможностью пообщаться со спикером тет-а-тет и, выходя за рамки официальных релизов и ранее заготовленных комментариев, обсудить действительно важные вопросы и услышать именно частное мнение. А когда персона узнаваема и уважаема, то получаешь массу позитива от диалога.
Евгений, заканчивается, пожалуй, один из самых сложных периодов и истории деловой авиации. 2020 год можно смело назвать годом глобальных коррекций и вызовов. В марте прошлого года рынок деловой авиации столкнулся с проблемами, к которым многие игроки были не готовы. С чем Global Jet подошла к пандемии и как пережила этот период? Какие из сегментов портфолио компании показали стабильность, а какие скорректировались?
Период, действительно выдался непростым. К своему 20-летию компания столкнулась с весьма серьезным вызовом, как и весь мир. Однако пройти этот период помогла диверсификация бизнеса. К сожалению, чартерное направление оказалось самым уязвимым. Мы столкнулись с целым рядом вызовов, включая человеческий фактор, и в итоге пришли к решению консолидировать продажи чартеров в одном офисе, создать международный отдел в Женеве с отдельным «русским департаментом». Что касаемо менеджмента самолетов, то тут результаты нас радуют. Несмотря на то, что некоторые владельцы самолетов в какой-то момент вынуждены были отказаться от своих самолетов и выставить их на продажу, нам удалось привлечь достаточно новых клиентов, чтобы сохранить стабильную общую численность флота в управлении. Ну и самую успешную динамику показало направление купли-продажи воздушных судов. 2020 оказался очень удачным годом. Кроме запланированного обновления самолетов, нам удалось закрыть существенное количество сделок на вторичном рынке в странах СНГ, в Европе, США и Китае. Год дал удивительные возможности для рывка вперед. Мы очень надеемся, что в этом году Россия тоже постепенно подтянется.
Менеджмент воздушных судов всегда был одним из главных направлений бизнеса Global Jet. Удалось ли сохранить пул владельцев воздушных судов и применяла ли компания какие-либо антикризисные меры для удержания клиентов?
Да, действительно, это системообразующее направление, однако оно органично дополняет бизнес по купле-продаже. Мы обеспечиваем клиентам прохождение через весь «жизненный цикл» частного самолета. То есть, после продажи борта мы не отстраняемся, а продолжаем работу, обеспечивая главную функцию частного самолета — доставку Принципала из пункта А в пункт Б, обеспечивая первоклассный сервис на борту. Поэтому важно не только обеспечивать планомерную работу при администрировании борта, но и изначально найти «правильный» самолет для покупки.
С момента начала работы с каждым клиентом мы ставим дальний горизонт планирования. Когда начались сложности еще в начале 2020 года мы рекомендовали нашим клиентам ограничить перелеты. Естественно, на тот момент никто не верил, что авиасообщение в мире может быть остановлено. К счастью, большинство клиентов прислушались к нашим доводам и временно приостановили использование своих самолетов. После введения ограничений мы увидели, что страны закрывают свои границы и даже частные борты не могут вылететь в Home Base. Отправка инженеров и экипажей для регулярного обслуживания также оказалось непростой задачей. Конечно, никто не знал, как могут разворачиваться события, но мы заняли очень консервативную позицию и, к сожалению, попали в точку.
Касаемо антикризисных мер, изначально, в логике нашей бизнес-модели заложено то, что самолет может некоторое время не летать — например сложная форма обслуживания, продолжающаяся долгое время. Очевидно, что в ручном режиме такие случаи регулировать некорректно, поэтому наши ставки всегда зависят от налета. Ну и большие корпоративные контракты на обслуживание, базирование, хэндлинг существенно помогают оптимизировать расходы владельцев.
Чартерное направление, пожалуй, одно из немногих, которое показывало хоть какую-либо стабильность, особенно в «высокие сезоны» и первые месяцы пандемии, когда доля репатриационных рейсов была особенно высока. Удалось ли удержать трафик и какую долю заняли «новички бизнес-авиации»? Удастся ли сохранить «новичков» в качестве постоянных клиентов в будущем?
Да, мы обеспечивали необходимые задачи со стороны клиентов, однако чартеры за последний год показали весьма «рваную» динамику. Оппортунизм не наш стиль, мы предпочитаем работу «вдолгую».
Конечно, подобные ситуации это отличная возможность поймать волну, однако мы всегда предпочитали более системный и взвешенный подход. По итогам 2020 года сделаны организационные выводы и принято решение сконцентрировать работу по международным чартерам в одном офисе. Российский блок интегрировался в международную службу. Главное преимущество такой модели — оперативный контакт с диспетчерской службой, что дает быстрый доступ к информации и более качественный контроль работы подрядчиков и чартерных авиакомпаний. Также мы двигаемся в направлении цифровизации этих услуг. Деталей пока не раскрываю.
Каков он новый портрет клиента бизнес-авиации 2021?
Недавно услышал в интервью одного состоятельного российского бизнесмена, что в США список ТОП-1000 богатых людей ежегодно обновляется на 50%. В России такой список неизменен многие годы. Это значит, что «новые деньги» не появляются, новых крупных частных проектов нет и новых лиц пока тоже нет. Ну за редким исключением. К примеру, IPO компании OZON или Fix Price. Надеюсь, Telegram порадует. Но это единицы, в целом нет существенной динамики. Поэтому пока что делать выводы о новом портере клиента нет смысла. Очень надеюсь, что ситуация в ближайшие годы изменится и будут новые лица, и новое поколение клиентов.
Ситуация на рынке Европы весьма противоречивая, на фоне новых локальных ограничений на полеты и новых волн коронавируса. В России наоборот — достаточно стабильный трафик с «позитивным прогнозом». Можно ли смоделировать развитие ситуации для обоих регионов?
Прогнозы — дело неблагодарное, особенно в условиях такой турбулентности. Однако можно точно заявить, что постепенно копится потенциал, и люди соскучились по полноценной работе. Уверен, мы еще увидим позитивную динамику и в Европе, и в России, как только ограничения будут сняты.
Евгений, увидели ли Вы активность на вторичном рынке самолетов и вертолетов. Насколько спрос на рынке вырос на фоне предложений. Иными словами, люди активно продавали или покупали, и как изменилась структура цены?
Мы увидели существенную активность! Это был очень удачный год. Очень активный спрос со стороны клиентов из США. Если правильная, разумная, рыночная цена, то сделки происходят очень быстро. Некоторый спрос на китайском рынке. Ну и продажи. Вся прелесть этого бизнеса в том, что мы можем не только помогать покупать самолеты, но и продавать существующие. Если клиент хочет новый, то разумно, что он ожидает скорую реализации своего старого борта. И в этом мы можем быть полезны на 100%.
Если еще 3-4 года назад цены на вторичку испытывали очень сильное давление, связанное не только с выходом новых моделей, но и скидками на новые самолеты от производителя. Сейчас цены достаточно стабильны, каких-то резких движений не наблюдается, идет нормальная, плановая работа. Однако еще раз отмечу, что ключевым фактором остается цена и качество самого самолета.
Насколько изменилась активность Global Jet в различных регионах мира. Какие регионы наименее пострадали от пандемии Covid-19 в разрезе бизнеса Global Jet? Где восстановление рынка идет наиболее быстро?
Ограничения сохраняются по всему миру и это сказалось на перелетах бизнес-авиации. Наши основные клиенты находятся в России и Европе и, конечно, особое беспокойство вызывает последняя. Страны внутри ЕС оказались изолированы друг от друга. Да и Китай, казалось бы, давно прошёл этот путь, однако коллеги сообщают, что передвижения между провинциями до сих пор ограничены. Думаю, что обсуждать восстановление можно будет только тогда, когда ограничения будут сняты.
Можно ли утверждать, что нынешний летний период станет своего рода отправной точкой в восстановлении рынка, или же пока рано готовить о каких-либо позитивных сигналах?
Думаю, все будет зависеть от снятия ограничений. Судя по вторичным признакам, сильно рассчитывать не стоит на снятие ограничений за пределами России этим летом. Лично мой прогноз — это поздняя осень, начало зимы.
Многие аналитики утверждают, что сейчас оптимальное время для укрупнения бизнеса компаний путем приобретений или создания глобальных альянсов. Как с финансовой точки зрения пережил прошлый год Global Jet и есть ли в планах компании «прикупить» какой-либо актив?
Это стандартная бизнес-практика, когда в кризис большие компании становятся еще больше, а маленькие исчезают. Происходит консолидация бизнеса, по разным причинам, в основе которых лежит эволюционная стратегия, подсказывающая, что группой выжить проще. Наша компания изначально имеет дальний горизонт планирования, однако, подобные форс-мажоры невозможно просчитать. Это тот самый «черный лебедь». Однако имея дальний горизонт, мы продолжаем придерживаться своей стратегии.
Мы не приобретаем другие бизнесы на рынке, нам не интересен рост ради роста, мы знаем нашу главную задачу — «защита интересов владельцев самолетов». В рамках этой задачи мы всегда просчитываем разные варианты и пока что считаем существующую бизнес-модель оптимальной.
Евгений, у Вас вышла книга? Связана ли с бизнес-авиацией?
Да, это правда, книга вышла, но не связана с бизнес-авиацией. Она называется «Применение эволюционных моделей в современном бизнесе». В прошлом году вышла русская версия, а в начале этого года книга вышла на Amazon на английском. Это совместная работа с лучшими умами страны и под руководством профессора из РАНХиГС. Книга раскрывает связь между законами эволюции, известными природными закономерностями и современным бизнесом. Зачастую сложные ситуации на рынке имеют простые и очевидные причины и базовые закономерности. Построение компании, ее проявление на рынке, развитие, все происходит по закономерностям живой природы. Природа помогает тем, кто адаптировался и мутировал удачнее. Так устроена эволюция. Поэтому, например, на вопросы о игроках любого рынка можно говорить, что мы видим лишь выжившие структуры, а их особенности — это то, что помогло им выжить. Остальное умерли.
Какие тренды станут главными в нынешнем году и ваш прогноз.
Думаю, что люди по всему миру уже очень устали. Я общаюсь с коллегами из офисов в других странах и это чувствуется. Все с нетерпением ждут хотя бы первых признаков ослабления ограничений. Все хотят жить и творить, двигаться вперёд. Это означает, что уже накоплен существенный потенциал для роста. В рамках деятельности компании Global Jet в России мы видим большой потенциал развития в области купли-продажи воздушных судов, а также активное сотрудничество в этом направлении с участниками российского рынка.
За последние 20 лет на российском рынке выросло большое количество профессионалов, которые начинали с организации чартеров и сегодня у многих брокеров клиенты «доросли» до покупки частного борта. Конечно, отпускать клиента не хочется, остановить время невозможно, но и двигаться дальше тоже непросто, так как знаний и опыта в организации сделок такого уровня не хватает. И здесь мы готовы предложить начать совместную работу — наши инженеры, юристы и специалисты компании готовы оказать полную поддержку в организации проведения сделки. Global Jet поможет провести аудит борта, изучить документацию, дать рекомендации по структуре сделки. В случае задачи продать самолет — разработает и за свой счет проведет маркетинговую кампанию. Мы будем предлагать участникам российского рынка развивать сотрудничество.
Это те идеи, которые родились внутри нашей компании. Уверен, что как только мир откроется, мы увидим реализацию накопленного потенциала и реализации новых идей со стороны всех игроков. Явные тенденции в сторону цифровизации будут продолжаться. Я уверен, что самом ближайшем будущем мы увидим использование роботов. Подобные технологи уже активно применяются, например, в бухгалтерский компаниях, а приход на наш рынок — лишь вопрос самого ближайшего будущего. Также стоит ожидать существенных нововведений в области платежей. Технологии блок-чейна уже достигли очень высокого уровня развития и цифровые валюты уже совсем близко.
Что касается этого года, то я бы рассматривал его как продолжающийся период трансформации и накопления потенциала. Я не ожидаю существенного ослабления всех ограничений в мире до конца года. Однако я уверен, что мы уже на пороге того самого времени, когда мы увидим и новые проекты, и новых предпринимателей, и «новые деньги».