Norwegian Air Shuttle ASA, работающая под брендом Norwegian по бизнес-модели низкобюджетного перевозчика, приступила к распространению слухов о целом ряде заинтересованных во вхождении в её капитал инвесторов. Заявление генерального директора авиакомпании Бьорна Кьоса (Bjorn Kjos) в минувший четверг Bloomberg TV об уже «нескольких» потенциальных покупателях подняло котировки акций на 16%.
Британский интерес
Причиной стало повышенное внимание к перевозчику со стороны холдинга International Airlines Group (IAG), не скрывающего желания поглотить хронически убыточного норвежского лоукостера. 12 апреля IAG приобрёл 4,6% акций норвежцев и нацелился на контрольный пакет.
Кьос недоволен текущей ценой, предложенной холдингом, но намекнул на свою принципиальную готовность уступить пословицей «If the price is right, everything is for sale» («по подходящей цене продаётся всё»). Теперь, после его удачного заигрывания со спекулянтами, общая оценка Norwegian Air Shuttle достигла 13,4 миллиарда норвежских крон (локальный максимум, зафиксированный на фондовой бирже Осло 26 апреля).
Аналитики сомневаются, что существует столь же серьёзный профильный покупатель, как IAG.
Самый слабый лоукостер
Norwegian стала мишенью для одного из лидеров европейского рынка, поскольку конкурирует с ним в нише низкобюджетных перевозок через Атлантику — как в Северную Америку, так и в Аргентину, — а также способна усилить позиции лоукостера Vueling, практически не представленного в Северной Европе.
Поглощение одним из лидеров рынка для норвежцев — логичный финал бизнеса, так как компания развивается исключительно экстенсивно на арендованных самолётах, активно осваивает новые рынки, но не может принести стабильной прибыли. По результатам первого квартала 2018 года операционные убытки перевозчика возросли до 2,2 миллиардов крон — их удалось снизить только за счёт реклассификации инвестиций в онлайн-банк Norwegian Finans Holding, однако в итоге всё равно отображены потери в 46 миллионов крон.
При этом число перевезённых пассажиров стабильно прибавляет по 10… 15% в год, увеличившись за семь лет в два раза: в 2017-м клиентами компании стали 33,15 миллиона человек.
В случае, если сделка сорвётся, ряд профильных специалистов ожидает банкротства Norwegian по примеру airBerlin (AB).
Стороны сделки коротко
International Airlines Group (IAG) — британо-испанский авиационный холдинг, зарегистрированный в Мадриде, но со штаб-квартирой в Лондоне. Образован слиянием национальных перевозчиков Соединённого Королевства (British Airways; BA) и Испании (Iberia; IB). Позднее поглотил ирландского национального перевозчика Aer Lingus (EI) и испанский лоукостер Vueling (VY). В 2017 году запустил виртуальную авиакомпанию LEVEL на самолётах и с персоналом Iberia, чтобы противостоять трансатлантической экспансии Norwegian. По результатам этого же года стал третьим в Европе по числу перевезённых пассажиров после Lufthansa Group и Ryanair — 104,83 миллиона человек.
Штаб-квартира Norwegian Air Shuttle находится в здании Diamanten в районе Форнебю на месте бывшего аэропорта норвежской столицы. Наиболее сильные позиции перевозчик имеет в Скандинавии, Испании и Великобритании, представлен на внутренних рынках США и Аргентины. Главным ноу-хау компании являются низкобюджетные перевозки через Атлантический океан: уступая лидерам в объёме и частоте рейсов, бренд Norwegian уже сейчас предлагает самый большой выбор прямых маршрутов между европейскими и американскими аэропортами.