Новости

Европейские операторы неоднозначно оценивают влияние Brexit

Обычно генеральный секретарь EBAA Атар Хусейн Хан очень дипломатичен, тщательно взвешивает свои слова при описании сложной ситуации. Но когда его спросили, был ли Brexit таким разрушительным, как некоторые предсказывали, он ответил недвусмысленно и нетипично прямолинейно.

«Да, это было довольно разрушительно, хотя и не попадало в заголовки газет каждый день. Мы в ЕВАА активно информировали наших членов, что приближается полный выход Великобритании из Европейского Союза и EASA, и мы предупредили с помощью информационных сессий о том, где, по нашему мнению, существуют риски, например с регистрацией самолетов или лицензий пилотов».

Но он признал, что некоторые проблемы просто нельзя было предвидеть. Одна из них заключалась в различии в подходах Великобритании и ряда стран ЕС к предоставлению прав третьей и четвертой свободы и прав пятой свободы, охватывающих все аспекты. «Произошло расхождение, которое, откровенно говоря, нанесло ущерб всей нашей экосистеме. Операторы столкнулись с административным и юридическим кошмаром», — отметил Хусейн Хан.

Великобритания ввела так называемую схему «блок-разрешений», позволяющую авиакомпаниям ЕС выполнять любое количество специальных пассажирских и грузовых рейсов между Великобританией и государством ЕС, в котором этот оператор имеет лицензию. Этот механизм был разработан, чтобы исключить необходимость подачи заявки на получение единичных разрешений на рейс, и в нем будет предусмотрено автоматическое продление блок-разрешения через три месяца – начиная с 1 апреля – при условии, что соответствующая страна ЕС предоставит такое же решение операторам Великобритании.

Однако не все страны ЕС ответили взаимностью. «Это не всегда было результатом недоброжелательности», — отметил представитель EBAA. «Часто у национальных авиационных властей не было законодательной базы, чтобы предложить что-то эквивалентное».

Проблема могла обостриться в апреле, но, похоже, утихла. Около половины стран-членов ЕС, включая Данию, Францию, Германию, Грецию, Ирландию, Италию, Мальту, Португалию, Словакию, Испанию и Швецию, либо ввели процесс блок-разрешений, охватывающий операции третьей/четвертой степени свободы для британских авиакомпаний или ведет переговоры о таком соглашении с Министерством транспорта Великобритании. Некоторые двусторонние соглашения, такие как Великобритания – Мальта, также включают обмен пятой свободы на чартерные и грузовые рейсы.

Читайте также  ArcosJet: интерьер самолета определяет решение о его покупке

Большинство операторов ЕС столкнулись с определенными сложностями или задержками из-за продления или отказа в выдаче новых разрешений, хотя на уровне Германии ситуация была быстро разрешена, заявил Зигфрид Акстманн, председатель и основатель Нюрнбергской группы FAI со штаб-квартирой в Германии. Компания, которая предлагает медицинские рейсы, чартеры на частных самолетах и услуги по управлению воздушными судами, не пострадала, сказал он, подчеркнув, что «наш бизнес по медицинской эвакуации продолжался, как и до Brexit».

В целом он не видит преимуществ или недостатков в Brexit для FAI. «Мы никогда много не летали в пределах Великобритании, поэтому потеря прав на каботаж в Великобритании не является для нас проблемой. Точно так же я не предвижу увеличения количества полетов внутри ЕС, потому что британские операторы потеряли право работать в пределах ЕС», — отметил Акстманн.

Зарегистрированные в Великобритании авиакомпании, которые до Brexit выполняли много полетов внутри ЕС, предвидели предстоящие ограничения и решили получить сертификат воздушного оператора ЕС (AOC) до окончания переходного периода, который закончился 1 января 2021 года. Например, независимая чартерная компания Air Charter Scotland в прошлом году решила внести два из 10 бизнес-джетов в мальтийский реестр, чтобы иметь возможность продолжать полеты между 27 странами ЕС. У компании из Глазго теперь есть Cessna Citation CJ3+, базирующаяся на Мальте, и Bombardier Challenger 350 в Ницце на юге Франции. Она также наняла трех членов экипажа, проживающих в ЕС, для обслуживания самолетов, которые ранее базировались в Великобритании.

Развод между Великобританией и ЕС ставил под сомнение статус-кво открытого неба, «но на практике ограничения на поездки, связанные с Covid-19, почти подавили некоторые из более серьезных последствий Brexit», — заявил Джеймс Фостер, главный операционный директор Vertis Aviation, чартерного брокера со штаб-квартирой в Швейцарии и офисами в Ирландии, Швейцарии и Великобритании. «В любом случае сейчас бизнес-трафик меньше, особенно на рынке досуга, а это означает, что мы не почувствовали такого воздействия, как это могло бы быть до, например, пандемии. Это не означает, что из-за Brexit не возникло никаких проблем с логистикой или оформлением документов. Это добавляет дополнительные сложности к предоставлению преимуществ бизнес-авиации, которая способна быстро и эффективно реагировать на запросы клиентов», — добавил он, указав на проблемы, связанные с поиском оператора с «правильным разрешением и регистрацией самолетов» для выполнения полетов из и в соответствующие направления.